Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

ADVANCED GRIP CONTROL – для езды по бездорожью!

ADVANCED GRIP CONTROL – для езды по бездорожью!

Cистема GRIP CONTROL впервые появилась на автомобилях Группы PSA в 2011 году в качестве опции у кроссовера PEUGEOT 3008 первого поколения (Т84). В настоящее время, модернизированная и сменившая имя на ADVANCED GRIP CONTROL, эта система предлагается на большинстве современных моделей марок PEUGEOT, CITROEN и DS, начиная от компактных кроссоверов и заканчивая коммерческими автомобилями.
https://peugeot-otradnoe.ru/wp-content/uploads/2018/10/GC10.jpg
С момента своего появления, вокруг GRIP CONTROL ходит множество кривотолков, предубеждений и скепсиса, появившихся, скорее всего по причине изначально нечётких расплывчато-толерантных официальных описаний этой системы. В самом деле – прочитав в прайс-листе нечто в роде «система оптимизации тягового усилия на ведущих колёсах» или «система интеллектуального привода» понимания не только не прибавляется, а всё становится ещё более туманным, рождая совершенно беспочвенное, но закономерное недоверие. В этой статье мы постараемся максимально понятно рассказать о системе ADVANCED GRIP CONTROL, доходчиво объяснить для чего она нужна и как ею пользоваться, а также ответить на большинство вопросов, возникающих у покупателей перед приобретением и у водителей во время эксплуатации автомобилей, оснащённых ею. Но сначала охарактеризуем её предназначение нормальным понятным языком …

ADVANCED GRIP CONTROL – система, улучшающая проходимость автомобиля на бездорожье

ADVANCED GRIP CONTROL – разработанная совместно с BOSCH и запатентованная Группой PSA система, предназначенная для улучшения проходимости автомобиля в любых условиях слабого сцепления шин с дорожным покрытием (по льду, снегу, грязи, песку и др.), использующая несколько функций и алгоритмов, среди которых главный – имитация плавной бесступенчатой блокировки межколёсного дифференциала.

ИМИТАЦИЯ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА

Дифференциал (один или несколько) обязательно присутствует на любом современном автомобиле, конечно если это не какое-нибудь транспортное средство авангардной конструкции. Дифференциал – механизм, позволяющий колёсам ведущей оси вращаться с разными скоростями. Во время прямолинейного движения правое и левое колесо проделывают одинаковый путь и вращаются с одинаковой скоростью – дифференциал в этих условиях не нужен.
Однако, при движении в повороте, правое и левое колёса проходят разное расстояние (чтобы убедиться в этом – достаточно взять в руки циркуль, провести им две концентрические окружности, начертить от центра под небольшим углом две радиальных линии и сравнить длины двух дуг – они разные), а значит, вращаться они должны с разными скоростями. Чтобы обеспечить необходимую разность вращения ведущих колёс и подвести к ним одинаковый крутящий момент и служит дифференциал. У моноприводного автомобиля дифференциал один – межколёсный. У настоящих полноприводных (4х4) автомобилей к межколёсным прибавляется межосевой дифференциал. Если дифференциала не будет – в любом повороте ведущие колёса будут проскальзывать, причём, на любом покрытии. Поэтому наличие дифференциала – благо. Но – не всегда …

Рассмотрим часто встречающуюся, особенно зимой, дорожную ситуацию … Автомобиль едет по несимметричному покрытию: с одной стороны — лёд, с другой – асфальт. Даже лёгкое нажатие на педаль газа в таких условиях приведёт к активному буксованию колеса, которое находится на льду. Колесо на льду будет бешено вращаться всё быстрее и быстрее, а колесо на асфальте – всё медленнее, несмотря на грозно ревущий двигатель тяга на ведущих колёсах упадёт, и автомобиль остановится, застрянет. То же самое может произойти и в других дорожных условиях – в грязи и снегу, на песке и мокрых камнях. Что делать, чтобы автомобиль продолжил движение? Заблокировать дифференциал! Иначе говоря – притормозить буксующее колесо, чтобы пропорционально бОльший крутящий момент поступил на колесо, находящееся на твёрдом покрытии.
Появился термин: Коэффициент блокировки (Кб) – отношение крутящего момента на отстающем колесе к крутящему моменту на забегающем.
Существует множество видов и типов конструкции блокируемых дифференциалов, и несколько принципов их блокировки, из которых наиболее массовых — два: жёсткая, полная блокировка (или свободный или полностью заблокированный) и плавная блокировка (коэффициент блокировки плавно изменяется от Кб = 1 до Кб = 3-7 (в зависимости от конструкции и типа дифференциала)).
Блокировка дифференциала производится разными способами – принудительно вручную или автоматически. Сами дифференциалы с функцией блокировки имеют множество конструкций – обычные конические, червячные, цилиндрические, LSD, типов Torsen и Quaife, самоблокирующиеся, повышенного трения, с преднатягом и без него, и др. Однако в любом случае они имеют очень сложную прецизионную конструкцию и, как следствие, высокую цену. Как раз высокая цена и повышенная сложность таких дифференциалов, неприемлемые для массовых автомобилей-кроссоверов, стали причиной поиска недорогой и эффективной альтернативы. С появлением и последующим широким распространением на массовых автомобилях систем динамической стабилизации движения (ESP, ESC и др.) такая альтернатива появилась и получила название «имитация блокировки дифференциала».

Цель – та же, что и у блокировки дифференциала: затормозить буксующее колесо. Но только реализуется эта блокировка не некоей внутренней или внешней системой, воздействующей на дифференциал, не особой его конструкцией, а с помощью штатной рабочей тормозной системы под управлением компьютера ESP, ESC или др. Буксующее колесо просто подтормаживается колодками его тормозного механизма, а его вращение отслеживается датчиком антиблокировочной системы ABS. Дифференциал в этом случае используется обычный и никакого воздействия на него не оказывается. По этой причине альтернативный блокировке дифференциала принцип и назвали «имитацией блокировки». Слово «имитация» не несёт в указанном выше термине никакого ущербного или отрицательного смысла, так как эффект достигается практически тот же, что и при реальной блокировке дифференциала, и проблемы решаются не менее эффективно, а главное – финансово намного выгоднее для покупателя и владельца автомобиля.

КАК ADVANCED GRIP CONTROL РЕАЛИЗУЕТ ИМИТАЦИЮ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА

«Командиром» системы ADVANCED GRIP CONTROL, имитирующей блокировку дифференциала, является система динамической стабилизации движения ESP. На современных автомобилях PEUGEOT, CITROEN и DS таковой системой являются версии ESP 9-го поколения от BOSCH.
Основная задача ESP – обеспечить безопасность движения, предотвращая срыв автомобиля в занос. Однако возможности ESP выходят далеко за рамки основного назначения. Поскольку ESP может самостоятельно создавать давление в тормозной системе, независимо от положения педали тормоза или газа управлять двигателем и автоматической коробкой передач (при её наличии), с помощью ESP можно реализовать ряд дополнительных полезных функций. Эти функции не только обеспечивают дополнительную безопасность вождения, повышенный комфорт и маневренность, но и помогают при движении по бездорожью.

Уместно заметить, что система ADVANCED GRIP CONTROL является адаптированным для переднего привода вариантом знаменитой системы обеспечения повышенной проходимости Terrain Response® кроссоверов и внедорожников LAND ROVER / RANGE ROVER, которая также является разработкой BOSCH.

Система ADVANCED GRIP CONTROL является программной надстройкой, приложением к программному обеспечению (ПО) системы ESP. Включением или выключением этой системы, а также выбором каждого из пяти режимов работы ADVANCED GRIP CONTROL управляет водитель с помощью вращающегося селектора Shuttle. Он управляет компьютером ESP, который в свою очередь определяет выбранное положение селектора и передает сигнал в каждую из контролируемых систем. Каждому из пяти положений селектора ADVANCED GRIP CONTROL соответствует программа (софт), которая вводит поправки в параметры работы ESP. Кроме этого, обеспечивается обратная связь в рамках выбранной программы, что позволяет компьютеру управления ADVANCED GRIP CONTROL контролировать корректность изменения параметров работы всех систем.

Предусмотрено пять режимов (программ) функционирования систем ADVANCED GRIP CONTROL и ESP:

• «ESP ON» (символ «прямой след авто») – для основного использования. Является стандартным режимом, который после каждого включения зажигания активируется по умолчанию. Режим предназначен для движения в условиях шоссе и иных дорог с асфальтовым или грунтовым покрытием.
• «Cнег» (двойной символ «снежинка + пьяная дорога») – для движения по лёгкому бездорожью и скользким поверхностям, как на дорогах, так и вне их.
• «Грязь» (символ «колея») – для движения по грязи и колеям.
• «Песок» (символ «кактус») – для движения по песку и в некоторых особо тяжёлых условиях.
• «ESP OFF» (символ «пьяная дорога» и надпись «OFF») – режим дезактивирует все виды помощи при движении, обеспечиваемые электронным блоком управления системы ESP, например: контроль траектории и буксования колес. Этот режим автоматически деактивируется при скорости свыше 50 км/час и система переходит в режим «ESP ON». Водитель самостоятельно использует режим «ESP OFF» для движения в условиях, которые лично он считает особыми.

Для обеспечения оптимального движения автомобиля на соответствующей выбранной поверхности ADVANCED GRIP CONTROL управляет следующими системами :

• Система динамической стабилизации движения ESP, в составе которой:
— антиблокировочная система тормозов (ABS),
— подсистема обеспечения курсовой устойчивости и определения положения автомобиля в пространстве (DSC),
— противобуксовочная система (ASR+),
— система помощи на подъёме/спуске (Hill Hold Control).
• Система управления двигателем (ECU).
• Автоматическая коробка передач (при её наличии).

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СИСТЕМОЙ ADVANCED GRIP CONTROL И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЁ ПРОГРАММЫ?

1) Режим «ESP ON», или «обычный» режим.

Самый обычный режим, активируемый по умолчанию (отключены все специальные программы). Его использование не требует каких-то особых комментариев — он используется при движении по шоссе, асфальтовым или грунтовым дорогам с твёрдым покрытием. После выключения двигателя, при следующем его включении, режим “ESP ON” включится автоматически.

2) Режим «СНЕГ».

Этот режим предназначен для движения по достаточно твердой поверхности, но покрытой слоем водяной пленки (шоссе и городские дороги дождливой осенью), по скользкой поверхности, траве, снегу, гравию или по тонкому слою песка.

Как ни странно, но режим «Снег» крайне не рекомендуется (!) использовать вне асфальтовых дорог! Он предназначен для скользкой дороги, а не её подобия или «направления». Если Вашему PEUGEOT, CITROEN или DS необходимо съехать с дороги, то будет правильным включить режим «Грязь». Но могут быть и исключения! Например, при движении по мокрой траве режим «Снег» может быть эффективнее режима «Грязь» – колесо автомобиля будет «накатываться» на траву, приминая её и используя как «подушку». Пробуксовка на такой поверхности опасна, так как буксующее колесо может «отфрезеровать» протектором нежный травяной слой до скользкого грунта, а крутящий момент на другом колесе может быть недостаточен для продолжения движения, и автомобиль «встанет».

Однако помните, что режим «Снег» наиболее эффективен при движении в гололед.

При превышении «порогового» для режима «Снег» значения скорости движения в 50 км/ч, система автоматически переключится в стандартный режим «ESP ON».

В режиме «Снег»:

— Крутящий момент от двигателя поступает в трансмиссию наиболее плавно. Система управления двигателем реагирует на изменение положения педали газа таким образом, чтобы уменьшить риск пробуксовки колес.

— ESP работает в режиме наиболее высокой чувствительности к проскальзыванию колес.

— Функция Hill Hold Control отключена. Система Hill Assist Descent Control может быть активирована водителем самостоятельно.

— Автоматическая коробка передач обеспечивает трогание с места со второй передачи (не всегда!), раннее включение следующей передачи и поздний переход на предыдущую для минимальной потери тяги. Переключения передач происходят наиболее плавно и растянуто во времени.

3) Режим «ГРЯЗЬ».

Режим “Грязь” наиболее эффективен на мягком и неровном грунте. Этот режим также может использоваться на очень мокром песке. Не менее эффективен он и при движении по снегу средней глубиной слоя до 30 см.

При движении автомобиля в режиме “Грязь” обеспечивается интенсивная пробуксовка колеса, имеющего худшее сцепление с грунтом, чтобы оно смогло удалить из-под себя грязь, очистить протектор и «зацепиться» за грунт. В это же время ESP перераспределяет часть тягового усилия (имитирует блокировку дифференциала) на колесо, имеющее лучшее сцепление с грунтом. По мере продвижения автомобиля ESP постоянно оптимизирует пробуксовывание и «закусывание» колёс с целью максимального использования сцепления с грунтом для движения вперёд.

В то же время, при любом движении по бездорожью, где велика вероятность пробуксовки, рекомендуется использовать II-ю (или более высокую) передачу (особенно при въезде в гору), а автоматическую коробку передач перевести в ручной режим. При спуске с горы, наоборот, лучше переключиться на I-ю передачу.

При превышении «порогового» для режима «Грязь» значения скорости движения в 50-80 км/ч (в зависимости от модели автомобиля), система автоматически переключится в стандартный режим «ESP ON».

В режиме «Грязь»:

— Крутящий момент от двигателя поступает в трансмиссию достаточно плавно. Система управления двигателем реагирует на изменение положения педали газа таким образом, чтобы уменьшить риск пробуксовки колес.

— ESP работает в режиме низкой чувствительности к проскальзыванию колес.

— Функция Hill Hold Control включается автоматически с наименьшим значением поддерживаемой скорости и/или при движении на уклоне (повышенная чувствительность координатного датчика положения автомобиля в пространстве подсистемы DSC).

— Автоматическая коробка передач обеспечивает трогание с места со второй передачи (не всегда!), позднее включение следующей передачи и ранний переход на предыдущую для передачи максимального крутящего момента и возможности торможения двигателем.

4) Режим «ПЕСОК».

Этот режим вне асфальта наиболее универсальный. Использовать его можно во всех внедорожных ситуациях в любое время года. Этот режим предназначен для движения по мягкому сухому песку, пляжу, в пустыни или на глубоком мелком гравии. Однако, как показала практика, наиболее эффективен режим «Песок» при движении в грязи и/или в глубокой колее. Найти применение режиму «Песок» можно и в городе, особенно зимой. Режим «Песок» эффективен, когда снега очень много и он сухой (падает «крупой»). При движении по глубокому (более 30 см) снегу пробуксовка колес необходима, иначе автомобиль может просто не сдвинуться с места или остановиться. Но в движении нужно чувствовать, что автомобиль нагреб впереди себя сугроб, который ему толкать всё труднее, и он начинает зарываться. Необходимо затормозить, отъехать назад, и, с разгона, пробить еще десяток метров.

Двигаясь на PEUGEOT, CITROEN или DS в режиме «Песок» надо понимать, что при неосторожном, слишком сильном нажатии на педаль газа можно мгновенно застрять. Использовать следует передачи не ниже II-й! Помните, что по песчаному пляжу можно уверенно двигаться только с относительно большой скоростью. Остановившись или замедлившись — можно тут же увязнуть. Именно поэтому «пороговое» значение скорости для режима «Песок» самое высокое.

При превышении «порогового» для режима «Песок» значения скорости движения в 120 км/ч, система автоматически переключится в стандартный режим «ESP ON».

В режиме «Песок»:

— От двигателя к колёсам подводится максимально возможный для данного положения педали газа крутящий момент. Имитируется максимальный коэффициент блокировки межколёсного дифференциала.

— ESP работает с минимальным вмешательством в работу системы управления двигателем.

— Функция Hill Hold Control в режиме «Песок» отключена, система Hill Assist Descent Control в любой момент может быть активирована водителем.

— Автоматическая коробка передач работает по алгоритму максимального удержания включенной передачи и раннего включения предыдущей, чтобы к колесам передавался максимальный крутящий момент.

5) Режим «ESP OFF».

Этот режим полностью отключает ESP и ADVANCED GRIP CONTROL. Адресован он любителям лёгкого дрифта, ярких разворотов, скольжений и заносов, эффектных стартов «с дымком». Интересен будет этот режим и людям, искушённым в мастерстве езды по бездорожью. Но к теме ADVANCED GRIP CONTROL этот режим имеет далекое отношение. К тому же режим «ESP OFF» активен при движении со скоростью до 50 км/ч. Как только скорость превышает это значение, ESP автоматически включается.

НЕСКОЛЬКО «СОВЕТОВ ИЗ ЖИЗНИ» О ПРИМЕНЕНИИ ADVANCED GRIP CONTROL …

Если Вы въехали в горку и остановились на полпути — переведите селектор ADVANCED GRIP CONTROL в режим «Грязь» или «Песок». Нажмите педаль тормоза до упора (чтобы включилась система Hill Assist). На механической коробке передач желательно включить II-ю передачу (особенно на скользком подъеме). Теперь следует убрать ногу с педали тормоза (если педаль тормоза была выжата до упора, то автомобиль не покатится назад, а будет стоять на месте несколько секунд). В такой ситуации незаменимым помощником водителю PEUGEOT, CITROEN или DS может стать электромеханический стояночный тормоз.  Если заранее «кликнуть» его клавишей, то он затянется ровно настолько, чтобы прочно зафиксировать автомобиль на склоне на любое необходимое Вам время – усилие будет выбрано автоматически. Отпустится стояночный тормоз плавно, одновременно с началом движения автомобиля. Теперь нажмите на педаль газа и доведите обороты примерно до 2000 об/мин. Если автомобиль не пополз вверх – чуть сильнее нажмите на газ … пока не полезет наверх.

Спускаясь с горы (режим «Грязь» или «Песок» включен) переключитесь на I-ю передачу и плавно отпускайте педаль тормоза. Автомобиль будет слегка подтормаживать себя сам. Если автомобиль уже стоит передком вниз, то активируйте Hill Assist Descent Control, нажав соответствующую кнопку.  Сработавшая система Hill Assist Descent Control будет удерживать автомобиль от неуправляемого движения вниз, не позволяя ему излишне ускоряьтся.

У некоторых кроссоверов PEUGEOT, CITROEN и DS ходы подвески увеличены относительно «материнских» моделей (например, у кроссовера PEUGEOT 3008 ходы увеличились примерно на 110 мм относительно «обычного» PEUGEOT 308). Но для штурма бездорожья этого не всегда достаточно. Поэтому для проезда препятствий, трогания и уверенного движения по пересечённой местности очень важна работа обоими ведущими колесами. Чем быстрее крутящий момент передается на колесо, твердо стоящее на грунте — тем больше шансов тронуться не «закопавшись», и не остановиться при диагональном вывешивании.  Поможет Вам в этом инерция автомобиля.  И вот перед Вами скользкая вершина колеи, пробитой лесовозами …  Пусть колёса одного борта будут на ней. Как правило, средняя часть колеи – ровная, мосты лесовозов, как рубанком, стёсывают её верх.  Сцепления с грунтом здесь достаточно для уверенного движения. Но колею когда-нибудь придётся покинуть, «перепрыгнув» через неё колёсами одного из бортов. Вот здесь и выручит инерция.  Включите режим «Песок» и выберите достаточное для разгона место («перепрыгивать» колею лучше там, где она делает поворот, чтобы колёса встретили колею под как можно более прямым углом). Разогнавшись, помогите автомобилю рулём – инерция сама вытолкнет кроссовер на обочину.

А если Вы всё-таки «сели»? Прежде чем доставать лебедку или идти за помощью, обойдите автомобиль и присмотритесь … Если одно из ведущих колёс твёрдо стоит на грунте, то можно попытаться помочь системе ADVANCED GRIP CONTROL, используя старый «внедорожный» приём: одновременным нажатием педалей газа и тормоза «загрузить тормозом» стоящее на грунте колесо, увеличив обороты двигателя до 2000 об/мин. Скорее всего автомобиль быстро сдвинется с места.

Несомненно, что хорошие шины для Вашей машины не менее важны, чем двигатель, подвеска или какая-либо из систем. Прекрасно понимают это и в Группе PSA, поэтому вместе с системой ADVANCED GRIP CONTROL автомобиль оснащается высококачественными «всесезонными» шинами класса «M+S» лучших мировых производителей (Michelin, Continental, Good Year или др.) и специальными легкосплавными дисками.

Однако следует учесть, что российские природные и погодные условия (а особенно – разнообразие легендарного российского бездорожья) не позволяют считать даже лучшие из шин «M+S» (например Michelin Latitude Tour HP на PEUGEOT 3008) достаточно универсальными. Для движения по «нашей» грязи скорее всего потребуются шины с более развитыми боковыми грунтозацепами и «хищным» протектором, а зимой – специальные зимние шипованные шины.

Особенности российского климата неизбежно вносят поправки – обильные снегопады прошедших двух зим, бывало, за сутки высыпались месячной нормой. Улицы крупных городов становились непроходимыми из-за глубокой «снежной каши». Даже в таких условиях кроссоверы PEUGEOT, CITROEN и DS, тем более оснащённые системой ADVANCED GRIP CONTROL, демонстрировали отличную проходимость, часто выбираясь из, казалось бы, безнадёжных ситуаций. Однако подобные экстремальные условия дали хорошую почву для экспериментов с выбором шин. Некоторые владельцы смело используют зимой на Peugeot 3008 шины повышенной проходимости Off Road с развитыми грунтозацепами и соответствующей размерности. Наибольший эффект от их применения был отмечен при движении кроссовера по «снежной каше».

Заметим, что рекомендуя использовать совместно с ADVANCED GRIP CONTROL шины «M+S», технический регламент марок Группы PSA не запрещает (в рамках предписанной размерности и характеристик) использование и других вариантов «обуви» для Вашего автомобиля, что заметно расширяет свободу для использования зимой шин с самым разнообразным рисунком протектора (как шипованные так и без шипов). А выбор — огромен … И не только шин …

Удивительно! Но у нас в России почему-то не принято использовать при движении по бездорожью различные приспособления, позволяющие выбираться из самых тяжёлых ситуаций. К таким приспособлениям относятся цепи противоскольжения, «осьминоги» или даже несколько отрезков прочного капронового троса или, на худой конец, попавшей под руку верёвки. Подобные приспособления позволяют в десятки раз улучшить сцепление шин с неустойчивым грунтом. Хранить приспособления можно в «подножных» кейсах задних сидений (PEUGEOT 3008 и PARTNER) или в боковых карманах багажного отделения (CITROEN C3 AIRCROSS и SPACETOURER). Для повседневного применения эти ёмкости используются редко, а для хранения «внедорожных» приспособлений – в самый раз. Приспособления легко в них уместятся, тем более что их требуется лишь два – по количеству ведущих колёс.

Однако всегда надо знать и помнить, что даже самое эффективное «внедорожное» приспособление при бездумном использовании — абсолютно бесполезно. Поэтому …

Помните, что устанавливать (присоединять, привязывать) «внедорожные» приспособления следует заранее, ПЕРЕД штурмом труднопроходимого участка, когда автомобиль ещё находится на твёрдой поверхности, доступ к колёсам свободный, а сам процесс монтажа ничем не затруднён и не позволит испачкаться.

А самым важным пожеланием будет —  тренируйтесь, тренируйтесь и ещё раз тренируйтесь! От простого и легкого — к сложному и тяжёлому. Ведь только приобретая опыт, можно смело и уверенно пускаться в увлекательное путешествие в мир интересных дорог и препятствий на PEUGEOT, CITROEN или DS, оснащённых системой ADVANCED GRIP CONTROL.

Есть вопросы?

Заполните и получите бесплатную консультацию нашего специалиста

Ваши данные в безопасности и не будут переданы третьим лицам согласно ФЗ № 152 «О защите персональных данных».